Микеланджело

Дельфийская сивилла

1508-1512. Собор святого Петра, Ватикан, Рим.



Дельфийская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Продолжавшаяся четыре года работа над плафоном была не только духовным, но и физическим подвигом Микеланджело. Эти годы день за днем он поднимался на подмостки и, полулежа в неудобной позе, работал в одиночку, допуская немногочисленных помощников только до растирания и смешивания красок. В одном из стихотворных посланий к своему другу Джованни да Пистойя он описал, какие физические мучения претерпел, четыре года полулежа в неудобной позе на спине, так что «в лук кривой сирийский превратился». Кроме того Юлий II постоянно торопил художника и так докучал ему внезапными визитами в Сикстинскую капеллу, что Микеланджело иногда, делая вид, что не заметил Папу, пугал его, сбрасывая вниз доски. Дельфийская пророчица первой в древности получила имя Сивиллы. Если верить древним преданиям, то по мнению античных философов Гомер извлекал из прорицаний дельфийской сивиллы некоторые мудрые мысли. Дельфийская сивилла — вдохновенная юная и прекрасная прорицательница, с глазами, глядящими в будущее. Эта дева может выдержать мир на своих плечах. Джорджо Вазари писал: "А кроме того, есть еще одна сивилла, которая, будучи обращенной к алтарю с другой стороны, показывает несколько исписанных свитков и вместе со своими путтами заслуживает похвалы не меньшей, чем остальные".
История искусства периода Высокого Возрождения.





Ливийская сивилла

1508-1512. Собор святого Петра, Ватикан, Рим.

Ливийская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Сивиллами в Древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Как литературный персонаж сивилла появляется в средневековой литературе и иконографии, символизируя интуитивное постижение высшей истины и будущего. По одной из теорий, первоначально «Сивилла» — личное имя одной из пророчиц, впервые этот персонаж, по свидетельству Плутарха, упоминается у Гераклита. Затем оно было перенесено на прочих предсказательниц. Согласно Варрону, слово Сивилла переводится как «божья воля». Сивилла Ливийская - упрекающая людей в поклонении и служении идолам, путешествовала в Самосе и Дельфах. Сивилла называется Либика, Ливианина, или Ливийская, потому что была из Ливии, которая является третьей частью вселенной, называемой латинянами Африкой, а ныне у турков именуется Варварией. Была она среднего роста и весьма черная, и всегда носила в руке масличную ветвь. На свитке у статуи Ливийской сивиллы в Летнем Саду надпись: "REGNABIT DEUS IN MISERICORDIA", что означает - "Господь воцарится в милосердии". Ливийская сивилла олицетворяет мудрость, красоту и движение, опять-таки то самое вечное движение, которое рождается волею Творца и которое затем гений художника подчиняет себе, замкнув в рамки совершеннейшей композиции. По словам биографа живописцев Вазари "...прекраснейшая фигура сивиллы Ливийской, которая, написав большой том, составленный из многих книг, в женственной позе хочет подняться на ноги и намеревается одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого другого, кроме ее создателя".
История искусства периода Высокого Возрождения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий