Образовательное путешествие:"Французский Петербург"


Предисловие.
          Для того, чтобы превратить обучение в интересный и увлекательный процесс, повысить продуктивности на уроках и мотивацию учащихся к самостоятельному приобретению знаний вне уроков, учитель старается разнообразить формы и методы своей работы. Один из таких методов: «Образовательное путешествие».
          Тема «Французский Петербург» , выбранная мной для предлагаемого образовательного путешествия,  неисчерпаема и полезна.
          Данный материал можно использовать во внеурочной образовательной педагогической деятельности в рамках предметов: Французский язык ( курс «Страноведение»), история и культура Санкт-Петербурга; МХК.
          Подобные занятия предполагают исследовательскую деятельность учащихся, самостоятельное изучение информации,  работу с научными и литературными текстами,  формируют навыки ориентирования на местности, развивают зрительную память, а также способствуют формированию у детей картины мира, обеспечивают социальную адаптацию к условиям постоянно меняющегося многоязычного, многонационального общества, расширяют общий кругозор ребят, способствуют укреплению чувства гордости за свой город.
          Целью такого образовательного путешествия можно  назвать  развитие коммуникативной  и социокультурной  компетентности, включающей в себя знания иностранной культуры,  её реалии и традиции в контексте изучения истории родного города. Ведь именно Петербург – сказочный город, в котором внимательные глаза и пытливое сердце встречаются со своей мечтой, - соединяет в себе древнюю историю и бурную современность, чтобы воплотиться в удивительное создание человеческого ума, титанического труда, материального и духовного богатства народа.
          Итак, заинтересованная группа учащихся, желательно, старшего школьного возраста (так как образовательное путешествие подразумевает под собой самостоятельные прогулки по городу) получает маршрутный лист с заданиями на конкретную тему.  Темой актуальной для меня, как учителя французского языка и МХК стала , взаимосвязь французско-русской культуры  в Санкт-Петербурге. 
Далее ребята рассчитывают время, распределяют маршруты, делятся на подгруппы. Сбор информации может осуществляться из любых источников: библиотек, интервью со специалистами, материалов СМИ или же интернет-ресурсов.  А вот фотографии, рисунки, мини-проекты и эссе – творческая часть работы всего образовательного путешествия.
          Познакомившись с петербургскими достопримечательностями , выполненными французскими выдающимися зодчими, учащиеся делятся приобретёнными знаниями с другими учащимися на конференциях и круглых столах. Ребята по иному могут взглянуть на родной город, на его историю и культуру.

Образовательное путешествие как педагогический метод.
          Для начала необходимо понять, что такое «Образовательное путешествие».
Образовательное путешествие – это целенаправленный процесс познания мира, результатом которого является самопознание личности. Именно становление и самоопределение личности в культурном пространстве и отличает педагогический метод «Образовательное путешествие» от урока-экскурсии.
          Организация образовательного путешествия подразумевает под собой три взаимосвязанных этапа: подготовка к путешествию, работа на маршруте  и подведение итогов путешествия.

Вступление. Подготовка к путешествию.
          1. Определение темы, идеи. Выбор объектов для исследования и составления маршрута.
          2. Разработка алгоритма деятельности. Формулирование вопросов и заданий, составляющих содержание маршрутного листа.
          3. Возможна предварительная работа с терминологией, информацией, которая может понадобиться учащимся в оде и самостоятельного исследования на маршруте.
          4. Проведение тренинга по развитию визуальной грамотности, коммуникативных навыков, навыков ориентирования на местности с помощью карты.

Работа на маршруте.
          Основная часть образовательного путешествия.  Маршрут проходит в пространстве города, по возможности, совершается пешком. В маршрутном листе определена последовательность действий учащихся при работе в городском пространстве, выявлены объекты, которые предстоит исследовать. Учащимся не запрещено обращение к различным источникам информации – общение с горожанами, консультации у специалистов, работа в библиотеках, исследование Интернет-ресурсов.

Заключительная работа. Защита.
          Путешествие не может считаться завершённым до тех пор, пока не будет проведено итоговое занятие, презентация выполненной работы, её защита, которая подводит черту под конкретным путешествием, но не является его окончательным итогом. Каждое путешествие может иметь продолжение.
          Форма проведения подобного занятия может быть различна и зависит от фантазии педагога.
          В любом случае – это не урок, а обучающая игра, имеющая свои правила и определённую систему оценивания.

Немного истории
          2010 год в России был объявлен годом Франции. Однако свой первый вклад в создание Петербурга французы внесли ещё более трёхсот лет назад. И неудивительно, что среди множества пестрых флагов, заглядывавших в гости в Северную Пальмиру, сегодня есть и французский. С Францией Россию связывают давние, пусть и непростые отношения. Недаром, французский язык был какое-то время официальным языком столичного «света», и даже война 1812 года не смогла этого изменить. В Петербурге всегда жило множество французов, французская диаспора оставила свой яркий след в его облике. 
          Со времен Петра I и основания Санкт-Петербурга на невских берегах и вплоть до революции 1917 года, французские архитекторы, художники, ученые, строители, инженеры, промышленники, банкиры принимали активное участие в создании Северной столицы, способствовали ее развитию и процветанию.
          Автором проекта первой постройки города - деревянно-земельной Санкт-Петербургской крепости был находившийся на русской службе французский генерал, инженер фортификатор Жозеф-ГаспарЛамбер.
          Приглашённый из Франции для создания в Петербурге сада "не хуже французской Версалии" знаменитый архитектор Жан-Батист Леблон, которого царь Пётр назвал "прямою диковинкою", привез с собой в 1716 году целую команду резчиков, рисовальщиков, камнерезов, ювелиров и других искусных французских ремесленников. Прибывшие были обязаны не только работать в Петербурге, но и обучать русских людей "ничего не утаивая и не скрывая". На Васильевском острове рядом с дворцом князя Меншикова возникла целая Французская слобода. Сам Петр, знавший толк в художественных ремеслах, бывало наведывался туда и "с интересом изволил смотреть работы".
          Трудно переоценить ту роль, которую сыграли французские архитекторы и скульпторы в формировании уникального архитектурного облика северной столицы. Достаточно сказать, что Исаакиевский собор и Александровская колонна Огюста Монферрана, "Медный всадник" Фальконе, ансамбль Стрелки Васильевского острова, созданный Тома де Томоном, стали символами Петербурга. Троицкий мост, построенный по проекту французской фирмы "Батиньоль" своими плавными очертаниями пролетов и стройным силуэтом украшает невскую панораму.
          Со времен императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге постоянно работали французские актеры и музыканты. Не случайно один из императорских театров - Михайловский имел и второе название - Французский. Всемирно известный русский балет обязан своим зарождением и расцветом трем французским балетмейстерам: Жану Батисту Ланде, Шарлю Луи Дидло и Мариусу Петипа.
          К 19 веку французская колония в Петербурге насчитывала около четырех тысяч человек. Каждая из живших в Петербурге этнических групп имела свою профессиональную специализацию. Французы слыли лучшими поварами, модистками, парикмахерами, а также учителями танцев, музыки, фехтования. 
          Известные среди европейцев как отменные кулинары, они открыли в начале XIX века первые в Петербурге рестораны. Французские рестораны пользовались в столице репутацией лучших и самых модных. Не меньшим шиком считалось купить шляпку у «Madam Luise» на Невском или заказать букет в магазине «Fleur de Nice». Французские магазины имели реноме самых изысканных и элегантных. Невский проспект пестрел вывесками: "Лионский магазин", "Настоящее марсельское мыло" и т.п.
         Широко известна жителям Петербурга начала и середины XIX века была придворная книжная лавка французов Белизара и Дюфура, в которую часто заглядывал поэт Александр Пушкин. А в частной типографии французского предпринимателя Плюшара на Большой Морской печатались бессмертные сочинения поэта.
          Французы проявили себя и в гостиничном бизнесе. В 1830-е годы популярностью пользовалась гостиница "Париж" ("Отель де Пари"), помещавшаяся в доме надворного советника Калержи на углу Малой Морской улицы и Кирпичного переулка.
          Производство так называемых "парижских изделий", т.е. предметов роскоши и модной одежды, составляло основу французского малого бизнеса в России. Но были в Петербурге и крупные предприятия, принадлежавшие французам. Например, две знаменитые фабрики А. Морана и Ф.Шопена, открытые в 1840 -х годах. Первая специализировалась на отливке памятников, украсивших площади Петербурга, вторая выполняла заказы для Зимнего дворца и Исаакиевского собора.
          Из гигантов тяжелой промышленности, основанной французами, наиболее известен франко-русский машиностроительный завод, существовавший с 1881 года в Коломенской части города и выпускавший судовые машины.
          Активное участие в экономической жизни Петербурга принимали французские финансисты. Особое положение занимал парижский банк "Лионский кредит", агентство которого с 1879 года размещалось в здании Пассажа (Невский пр., 48). Он вел дела с императорской фамилией.
          Русско-французские отношения в области экономики, культуры, науки, искусства , медицины и других отраслей продолжаются и по сей день, играя немаловажную роль в развитии обеих стран.

Работа на маршруте. 
          Город на Неве неразрывно связан с историей культуры всего человечества, но особые отношения у него сложились с Францией. И это не случайно. Ведь Петербург родился в начале XVIII века - как раз тогда, когда Франция вступила в свой самый блестящий период. Расцвет Франции в то время был таким мощным, что на неё смотрела не только новая Россия, но и вся Европа. А передовое русское общество относилось к Франции как к носительнице свободолюбия и прогресса, как к "светочу" человечества.
          Французская культура входила в русскую культуру органично - традиционное "французское" образование русской интеллигенции, традиционный французский язык русского дворянства способствовали этому.
Французские архитекторы и скульпторы создали памятники, которые стали символами Северной столицы. Сегодня вам предстоит вновь вспомнить или открыть для себя  прекрасный мир Франции, затаившейся величием в истории Санкт-Петербурга.
          Совершите путешествие по городу, исследуя нужные объекты. Подготовьте заранее биографические сведения о французских архитекторах, с творениями которых вы будете знакомиться. Не забудьте захватить с собой фотоаппарат для того, чтобы сделать фотографии в маршрутном листе. Ручка и блокнот помогут сохранить информацию о достопримечательностях и судьбах, полученную в ходе ваших исследований, а карта даст возможность не сбиться с пути и отметить маршруты своих путешествий.

Маршрут 1
          Ваш маршрут начинается в восточной оконечности самого большого петербургского острова. Докажите, что вы находитесь в районе старого морского порта. Найдите сооружение, которое напоминает античный храм. Что находится в этом здании теперь? Рассмотрите необычные украшения колонн на Стрелке, которая разделяет два рукава Невы. Найдите аллегорическое изображение Навигации. Какие символы помогут вам сделать это?

Маршрут 2
          Эти два места связывает одно великое имя - Огюст Монферран.
На площади, ставшей символическим центром бывшей Российской империи возвышается памятник Отечественной войне 1812 года, автором которого и является французский архитектор. Отыщите неоспоримые доказательства того, что он рассказывает о триумфе русского оружия.  Интересный факт о том, что колонна монумента выполнена в том же месте, где в это время высекались колонны для собора, куда и лежит ваш путь дальше. Здесь вам предстоит узнать, в честь кого и почему был назван собор. Какая фраза, помещена во фризе северного портика? И что символизируют статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов?

Маршрут 3
          Теперь вашей путеводной нитью станут строки знаменитой поэмы А.С. Пушкина, которая и «окрестила» бронзовую статую Петра Великого в «Медного всадника. Расскажите о символике памятника. Узнайте историю «гром-камня». Только ли имя одного француза связано с созданием статуи?

Маршрут 4
          Петербург –город рек и каналов, а, значит, Петербург – город мостов. Мосты – украшение северной столицы, сплав инженерного расчёта, воображения архитектора, мастерства строителей.
Ваш маршрут лежит к одному из самых красивейших петербургских мостов через Неву. Мост соединяет Суворовскую площадь перед Марсовым полем и Троицкую площадь (Петроградская сторона). Попробуйте зарисовать фонари, украшающие этот мост. Какими известными мировыми сооружениями ещё прославился создатель этого моста?

Заключительная работа
          Заполните информацией и фотографиями свой маршрутный лист.
Поделитесь вашими впечатлениями и новыми приобретёнными знаниями на конференции, открытом мероприятии.
Расскажите о жизни и творчестве знаменитых французских архитекторов и скульпторов,  оставивших важный след в истории и культуре Санкт-Петербурга.
Как вы думаете, с чем связано наличие французских мест в нашем городе?
Как взаимодействуют здесь культуры России и Франции?
Раскрылся ли для вас Петербург с новой стороны?
 Разработайте экскурсии на русском и французском языках «Французский Петербург»


Маршрутный лист



Комментариев нет:

Отправить комментарий