Музейное занятие: "Диалог искусства XX и XXI века"


Музейное занятие
по Мировой Художественной Культуре
«Диалог искусства XX и XXI века»
Занятие разработано для учащихся 11 класса (программа Л.А.Рапацкой) и проводится в залах музея современного искусства «Эрарта»


Цель: Создание собственного текста культуры, помогающего понять свои место и роль в современном мире.


Задачи:

- Умение ориентироваться в музейном пространстве;

- Создание учащимися собственного текста культуры, посвящённого современному искусству;

- Приобретение навыков визуального восприятия культуры;

- Формирование умения сопоставлять объективные и субъективные восприятия произведений искусства;

- Тренировка устной выразительной речи.


Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами находимся в удивительном  месте – в самом крупном в России негосударственном музее современного искусствав «Эрарте».Здесь представлены оригинальные работы талантливых художников нашего времени, творчеством которых мы сможем открыть для себя ещё пока таинственный мир современного искусства и найти в нём то, что интересно и близко каждому из нас.


И начнём мы наше знакомство с творчества «откровенно эпатажного» художника Петра Швецова
«Я работаю с пространствами. В основном, все мои выставки это, скорее, инсталляции, это создание некоего внутреннего образа, который сильно действует на зрителя».



У картины «Шахматы» (2004)
Алгоритм вопросов для работы с живописным произведением:
1.Как вы думаете, что изображено на этой
   картине? Что вы видите?
2.Сложна ли композиция картины?
3.Присутствует ли автор в произведении и кто его действующие
   лица? Ощущаете ли вы самого себя главным героем данного
   произведения? Где ваше место на картине?
4.Что необычного на ваш взгляд в изображении этого процесса?
5.Является ли данное произведение новаторским или традиционным?
6.Каково значение чёрно-белой палитры? Обоснуйте своё мнение.
7.Какое название вы бы дали этой картине?
8. Как назвал свою работу автор? Какой смысл несёт название произведения? Влияет ли оно на восприятие картины в целом?

«Разве узкое определение "игра" не оскорбительно для шахмат? Однако это и не наука, и не искусство, вернее, нечто среднее, витающее между двумя этими понятиями».
«В этой игре сочетаются самые противоречивые понятия: она и древняя, и вечно новая; механическая в своей основе, но приносящая победу только тому, кто обладает фантазией; ограниченная тесным геометрическим пространством - и в то же время безграничная в своих комбинациях; непрерывно развивающаяся - и совершенно бесплодная; мысль без вывода, математика без результатов, искусство без произведений, архитектура без камня. И, однако, эта игра выдержала испытание временем лучше, чем все книги и творения людей, эта единственная игра, которая принадлежит всем народам и всем эпохам, и никому не известно имя божества, принесшего ее на землю, чтобы рассеивать скуку, изощрять ум, ободрять душу».
«Люди, одаренные исключительно способностями шахматистов. Это особые гении, которым полет фантазии, настойчивость и мастерство точности свойственны не меньше, чем математикам, поэтам и композиторам, только в ином сочетании и с иной направленностью».
«Шахматы, так же, как любовь, требуют партнера».
«Замечательная особенность шахмат состоит в том, что ум, строго ограничив поле своей деятельности, не устает даже при очень сильном напряжении, напротив, его энергия обостряется, он становится более живым и гибким».  
Стефан Цвейг

Это характерное произведение современного искусства, однако, по одной картине сформировать понимание творчества «нового стиля» очень сложно. В музее достаточно и других произведений, к которым мы сможем с вами обратиться за помощью.

Класс делится на две и более группы. Каждой группе предлагается одно произведение, представленное в музее и лист с заданием к картине. На основе выполненной работы, ребятам необходимо составить устное выступление для участников других групп.

В работу включены следующие картины и художники (подборка предлагаемых картин представляет различные жанры в живописи: натюрморт, пейзаж, портрет…)

1.Павел Бабенко «Русское счастье», 2006
2.Наталия Розенбаум «Белые ирисы», 2003
3.Геннадий Зубков «Упричала», 1994
4.Ярослав Гержедович «Уходящие», 2008
5.Завен Аршакуни «Благовещение», 2001
6.Юрий Сычёв «Дворцовая площадь», 2007
7.Евгений Барский «Автопортрет», 2008

1.2.3.4.

5.6.7.

Вопросы для работы с картиной:
1.Какие эмоции вызывает у вас эта картина? Назовите несколько ассоциаций с этим произведением искусства, основанных на ваших эмоциях и впечатлениях.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________

2.Попробуйте определить сюжет и жанр картины.
__________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие особенности («странности») вы видите в изображении?
__________________________________________________________________________________________________________________________________

4.С помощью каких средств этого достигает художник (композиция, колорит…)
__________________________________________________________________________________________________________________________________

5.К какому стилю вы могли бы отнести это произведение?
__________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Попробуйте сопоставить высказывание автора с его картиной. Отражается ли в данном произведении философия творчества художника?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Сейчас картина мира сильно фрагментирована. Она складывается из разорванных образов. Её состояние можно назвать термином «коллажность»». Геннадий Зубков

«Живопись сродни музыке, её нельзя поймать руками, она витает где-то здесь, рядом, но неуловима».Юрий Сычёв

«Натюрморт! Вот средство для выражения разнообразия чувств и мыслей, для высказывания того, что накипело и наболело». Павел Бабенко

«Искусство должно нести, помимо гармонизирующей, ещё и целительскую функцию. Очень важный момент, по моему мнению, — какую энергию закладывает художник, и что потом считывает зритель».Наталия Розенбаум

«Визуальное восприятие очень важно!Главное в картине — почувствовать атмосферу, окунуться в неё и жить там какое-то время. Но сюжет при этом не обязателен, он плавающий».Ярослав Гержедович

«Картина должна быть пережита, увидена, должна стать твоей необходимостью. Тогда она тебя не отпустит, ты на ней волей-неволей так сконцентрируешься, что в итоге подаришь людям «вытяжку», нирвану. Ты увидишь чудо».Евгений Барский

«Это мой мир, он прекрасен, и другого мне не надо!»ЗавенАршакуни


7.Можете ли вы назвать работы предшествующего столетия, перекликающиеся с этой картиной?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если группы не смогли самостоятельно подобрать  аналогов в искусстве ХХ века, то им предлагается заготовленный ряд произведений искусства прошлого века. Ребятам необходимо выбрать ту иллюстрацию, которая, по их мнению, перекликается с разобранными картинами.

1. 2.3.


4.   5.
     
6.  7.

В заключении нашего занятия давайте попробуем ответить ещё на несколько вопросов:
1. Как вы думаете, какие особенности роднят эти произведения и отличают их друг от друга?
2.Каковы стилистические изменения в жанрах искусства ХХ и ХХI веков? 3.Произведение современного искусства: новаторское или традиционное по отношению к произведениям предыдущего столетия?
4.Пикассо как-то изрёк: «Искусство – это не истина и не правда, но оно помогает понимать вещи, оно дарит им другую жизнь…» - как вы понимаете эту фразу? Как она отображена в произведениях искусства ХХ века?
Итогом данного музейного занятия становится разработка и создание собственного текста культуры: на листе ватмана ребятам предлагается нарисовать своё видение современной картины мира и попытаться определить своё место значимость в нём: «Мой мир вокруг и внутри»,  «Я на стыке двух веков»,  «Мой мир в разных жанрах изобразительного искусства»…



Комментариев нет:

Отправить комментарий